Конституционный Суд своим распоряжением признал недопустимым произвольное продолжение периодов официального ареста обвиняемых в случае возврата дел судом прокурорскому работнику для изменения оплошностей, но, наряду с этим не отыскал противоречий в подобающих нормах УПК, имеется информации в материалах суда.
Предлогом для рассмотрения дела стала претензия обитателя Подмосковья, бывшего работника МВД РФ Сергея Махина, который требовал КС проконтролировать конституционность положений ч.ч. 3-7 ст. 109 и ч. 3 ст. 237 Уголовного кодекса РФ. Податель заявления проходит в качестве обвиняемого по уголовному делу, которое находится на рассмотрении в Столичном облсуде. Материалы его дела двукратно возвращались прокурорскому работнику для устранения нарушений, наряду с этим Махин все это время заключался под официальным арестом.
На момент заявления в КС бывший милицейский провел в СИЗО 43 месяца. Как акцентирует Махин, сложившаяся практика допускает практически нелимитированное продолжение периодов содержания под стражей при возвращении дела прокурорскому работнику. Согласно его точке зрения, похожая трактовка очень плохо РФ идёт вразрез Конституции и преступает его права.
Как отметил в своем распоряжении КС, умыслом возвращения дела прокурорскому работнику представляется устранение препятствий для судейского слушания, а не осуществление добавочного следствия. Наряду с этим период содержания под стражей должен быть толковым и полным с целью проведения следственных и процессуальных мероприятий, и вдобавок ознакомления обвиняемого с материалами дела. Этими же параметрами должен руководиться судья при решении вопроса о продолжении официального ареста при возвращении дела прокурорскому работнику. Для принятия подобающего решения слишком мало с аргументами о потребности таковой меры. Судья должен учесть целый комплекс условий дела.
Федеральный судья вправе отрегулировать продолжение периодов содержания под стражей на время возвращения дела прокурорскому работнику, предусмотрев добавочные гарантии от излишне долгого нахождения в СИЗО. Но и до принятия этих правок гражданин может получить компенсацию от страны, в случае если осуществлённый им в изоляторе период несоразмерен избранному В конце концов наказанию.
КС признал положения ст. 109 УПК РФ в их взаимосвязи с ст. 237 УПК РФ не противоречащими Конституции РФ, но лишь в той мере, в какой они предполагают, что "при возвращении дела прокурорскому работнику продолжение периода содержания обвиняемого под стражей разрешается только при сохранении оснований и условий употребления данной меры пресечения, для обеспечения выполнения приговора суда и на устанавливаемый судом толковый период, и вдобавок не изымают возможность употребления средств компенсаторного характера". Решения, принятые по делу Сергея Махина согласно с истолкованием норм УПК РФ, расходящимся с их конституционно-юридическим значением подлежат пересмотру.
С текстом распоряжения Конституционного Суда от 16 июля 2015 года № 23-П по делу о ревизии конституционности положений частей третьей-седьмой статьи 109 и части третьей статьи 237 Уголовного кодекса РФ в связи с претензией гражданина С.В.Махина возможно познакомиться тут.